История любви в письмах 1941 год

Командир артиллерийского расчета 238-й Стрелковой дивизии, Киселев Кирилл Лаврентьевич, пропал без вести под Москвой в октябре 1941-го года.

Кирилл и Анна поженились в 1939 году после окончания — он педагогического техникума, а она  медицинского училища. Им было по 20 лет. Через полгода , весной 1940-го года, Кирилла призвали в ряды Р.К.К.А.  и с тех пор он больше никогда не видел свою жену Анну,но остались письма:

Письмо 1

Здравствуйте дорогие мои цыпляточки, Нюся и Гена!

           Разрешите передать вам пламенный,красноармейский привет и пожелать вам всего хорошего в вашей жизни.

             Милачка,получил я ваше письмо,которое ты писала еще перед, очевидно, отъездом из Николаевки, за которое я вас очень благодарю, но ,Милачка,я хочу сказать,что теперь я не буду очевидно иметь возможности отписывать вам на все ваши письма ответы,а если и придется,то на ходу,строчек несколько. Это потому,что нам всем взводом придется не спать и не отдыхать,а выравнивать все недочеты,полученные при проверке,так как наш взвод оказался на самом постыдном последнем месте и нам заявило командование,что недадим спать,но заставим быть командирами,так как некоторые еще не хотят понять сами и работать как положено.

              Этим я хочу сказать то,чтобы ты ,Милачка,на первое время не обижалась, а учла и там ,уже после выпуска,наладим нормальную переписку,а сейчас я еще надпоминаю,что не обещаю писать много и часто,а вас,Милачка,прошу,чтобы вы на это не отвечали молчанием и писали почаще,так как у вас возможности будут.Я сам удивляюсь почему так получилось,что я засыпался на испытаниях,то есть на поверке командованием получил оценку плохо,а главным образом это потому,что много беспокоят меня родители,которые,я не представляю,как будут жить дальше и как будет учиться Мишка,а поэтому ни черта в голове не держится.

                Ответ на докладную,то есть на мою просьбу,я еще не получил,не знаю как разрешат, дадут возможность кормить мне своих родителей или нет.Я в докладной указал их слабую материальную базу в настоящий момент,а всего лучше если бы вы написали сами.

                Сейчас я себя в состоянии здоровья чувствую хорошо,за исключением ног,которые еще слабоваты,а сейчас еще добавится нам прогулка и очень часто по 30 км марша, даже обещают каждый день.

                Милачка,если будет возможность послать посылку,то пошли,и пошли что-нибудь из съедобного сладкого. Сейчас нам отказали всему взводу пользоваться увольнительными в город, значит в городе мне не бывать пока все не наладится,а поэтому я не буду иметь возможности,и не имею сейчас,что-нибудь покушать сладкого или фруктов,хотя и в Ташкенте.И не забудь, Милачка,пошли белых ниток и лоскут белого материала.

               Милачка,Ступакову прислали хорошие хромовые сапоги,они были на (…),если они есть у вас,то постарайся возьми,они пригодятся когда я приду  домой,здесь конечно они мне не нужны.

               Ну а пока все,Милачка,у меня такая несосредоточенность, что и сам не знаю что я написал.А это после собрания подведения итогов.

               Пока передавай привет всем знакомым на Май-Копчегае-Панковым,Сосковым, Пелипенкиным и т.д..Сообщай о Геночке. Пока,целую несколько тысяч раз тебя и Геночку.

                Ваш муж,папка.

                                                    31 августа 1940г.

    Письмо 2

Милачка,еще надпомню,когда будешь писать ответ,то обязательно опиши все, как обстоит дело с коммунальными от с/с? И пропиши получили или нет деньги-600 руб.? У меня еще есть 700 руб. на сберкнижке в городе,не при части,если нужны будут,то пиши вышлю все или рублей 500. Мне сейчас деньги не нужны,кроме как махорка и фотокарточки,а когда бы и взял что-нибудь,то не достанешь ничего.

               Пропиши как живешь,с кем и где Лена,опиши как дела идут на Май-Копчегае и как сама жизнь? Получаешь или нет что из Рубцовки и Николаевки?

               Как растет Геночка и его здоровье,я не знаю как буду жить дальше,уж очень я скучаю и беспокоюсь о Геночке.Вообщем пиши все что есть.

               Пока.Пишу и дремлю один,очень скучаю.Передай привет всем знакомым.

 

Письмо 3

  

 

 

 Разрешите передать вам пламенный,красноармейский привет и пожелать вам всего наилучшего в вашей жизни в Алексеевке. Милачка,как видишь прошло уже пять месяцев как мы с вами не видились.Промежуток не большой,но он кажется уже годом,но есть предпосылка думать,что мы уже служим 9-ть месяцев,так как мы призваны в 1939 г. и взяты в первой половине 1940г. Это по закону мы должны будем зачислены с 1-го января.

       Милачка,я хотел ограничиться тем,что только отписывать ответы на твои письма,но как видишь твоего письма я не мог дождаться и решил писать не дождавшись письма,так как очевидно мы одного мнения с тобой,то есть и ты думаешь мол напишу тогда,когда получу письмо,но я не вытерпел,так как ты уже не отписала мне на два моих писма,а это будет третье(я веду счет и оказалось,что ты уже должник,Милачка,в написании писем).

         Милачка,я еще хочу обратить твое внимание,чтобы ты не обижалась,на то,что я не шлю вам фото.Я бы теперь сказал,что я выгляжу гораздо лучше нежели вначале и можно было бы и сфо-тографироваться,то есть я сейчас поправился и восстановилось у меня уже то с чем я поехал из дома.Помаленьку привыкают и поправляются все наши ребята,но вот сфотографироваться мы лишены возможности,так как нас не отпускают,и следов не видно когда будут отпускать, я даже в сберкассу просился целых 1,5 месяца, затем наконец строем сводили нас вчера,то есть 9-го окт. 40г. и все. А о том,чтобы в городе погулять и думать не приходится и наверняка вряд ли придется когда и быть.Это не только нас новичков касается,но и всех.А ты понаблюдай в Алексеевке как сейчас военные ходят,так как раньше ходили или нет.Я думаю,что тоже нет,так как положение совсем другое стало.

         Дальше,Милачка,я хочу попросить тебя,чтобы ты мне прописала что ты привезла из моих учебных пособий,то есть взяла у Ивановой,как я тебе говорил перед отъездом,а если не все, то я напишу ей сам,чтобы она вернула. А на счет денег,то я сам затребовал в с/с и несколько подожду, если не будет,то я потребую через командование,то есть через прокуратуру Р.К.К.А. по воен-ному,мне уже политрук сказал,что не бойся все будет сделано,не пропадет и копейка.

          Дальше,Милачка,я хочу обменяться мнением с тобой насчет твоего,знаешь положения,то есть о новом пополнении нашей семьи,как ты мне уже писала. Я лично рад этому,но точно не знаю-или ты просто шутишь,или в самом деле? Если действительно есть,то это и не плохо,будем радоваться.Я,Милачка,советую тебе,и даже просто не разрешаю делать что либо,чтобы избавиться. И даже не выдумывай,а нето я напишу мамашке, чтобы она за тобой наблюдала и щупала тебя почаще.

          Милачка,мне очень хочется знать как мой маленький Геночка живет и как себя чувствует.Милачка,я бы очень просил, чтобы ты с ним сфотографировалась и прислала мне фото,а если этого будет невозможно,то пошли хотя бы свою из старых,какие есть,уж сильно я,Милачка,соскучился. Пришли,Милачка, обязательно прошу,я хотя бы буду смотреть на фото.

           Я чувствую,что ты обиделась,так как долго не пишешь, что я тебе написал в том письме по поводу головного убора,то я просто пошутил.Но,Милачка,убедительно прошу тебя,чтобы ты жила скромной,ибо малейшее недовольство мною о твоей жизни может расстроить меня до бешенства,так как я думаю,что ты теперь поймешь, в каких условиях нахожусь я,а если ты чего позволишь,то мне будет очень и очень обидно и я нестесняясь говорю,что вполне возможно и самоубийство,так как я не выдержу,потому что я тебе и говорил,и пишу сейчас,но ты на мои слова не пишешь для меня ни одной строчки,которые бы успокаивали меня в этом.И мои слова,и написанные строчки по поводу этого как в стенку горох,так как ты на них не реагируешь ни крошки.В этом я несколько не доволен ,что ты не отзываешься.      Я еще прошу продумай суть и путь дальнейшей нашей жизни, уясни всю важность,уже по семейному завязавшуюся нашу жизнь,и не давай повода к ее нарушению,так как она нам теперь уже дорога и я думаю,что судьба нас с тобой свела навеки.

            Я лично не допускаю ни одной мизерной капли мысли, что наша жизнь нарушается,ибо я надеюсь,что ты все поймешь, уяснишь и продумаешь. Это я все пишу потому,что я на свой характер не надеюсь и я думаю что и ты имеешь представление,и знаешь мой характер.А поэтому я и стараюсь,призываю тебя, чтобы не получилось недоразумения и думаю,что ты в письме изложишь свои строчки так,что я навсегда успокоюсь,останусь убежденным и не буду больше надпоминать тебе об этом.Но пока все об этом надеюсь.

           Милачка,ответа я еще не получил на докладную.

           Но пока остаюсь вам предан,а если же я нарушу,то пусть постигнет меня суровая кара.

                        Ваш муж,папка.

            Перебили черт побери отбоем,не дали дописать,заставили спать.

             Писал  10-го октября 1940 г.       

 

Письмо 4

 

Здравствуйте,Нюся и дочурка Наташа!!!

       Милачка,разрешите мне передать вам пламенный привет и сказать очень и очень большое спасибо,так как я сегодня,после долгого ожидания,получил письмо,которое повлияло на меня,обрадовало и подняло настроение.Мне очень радостно и приятно слышать о дочурке,что она уже начинает что-то соображать и произносить слово «папа»,для меня это больше всего приятнее,и что она чувствует себя хорошо и имеет успехи в развитии.

          Для ее развития и мышления желаю самых наилучших успехов,здоровья и счастья.

         Милачка,раз уж ты писала,что хотела выслать мне денег, то теперь я признаюсь,что я хотел давно написать ,но меня мучила совесть и я не позволил себе написать про это.Но только, Милачка, учитывай и не разбрасывайся деньгами,так как я прек-расно понимаю,что ты деньги не в сору собираешь,а следовательно сначала обеспечивай себя,а потом,что останется можешь уделить мне. Правда в этом отношении лишек никогда не бывает,а ты делай так,как я тебе посоветую-от получки откладывай по 5 рублей в сбер.кассу и будет замечательно.

        Милачка,ты пишешь про дядю и про будущую свадьбу и спра-шиваешь меня: «Не думаешь ли ты поехать?».Я просто думаю, что ты шутишь,так как ты знаешь,что я не буду иметь возможности быть на свадьбе,а поэтому и предлагаешь,и спрашива-ешь.Я не обижаюсь на это.

        Дальше,Милачка,ты мне писала,что родители,папаша и мамаша,обижаются на меня,что я не пишу.То я думаю они просто оправдываются,так как я писал четыре письма,но ответа ни на одно не получил,а потом видя это я просто тоже прекратил и признаюсь,что давно уже не писал,так как они молчат и мне не удобно. Ты бы им что-нибудь написала и спросила бы у них-они обижены и недовольны мной или что? Дальше из твоего сегодняшнего  письма я понял,что ты тоже писать больше не собираешься,а думаешь терпеть до встречи(шучу).

        Милачка,ты пишешь на счет адреса,сейчас адрес изменился. Адрес такой:

           Уз.ССР Ташкентская обл. г.Чирчик почтовое отделение №7, почтовый ящик №165 литер 25.

        Но пока,Милачка,постарайся передать адрес всем родным, так как я сейчас большим временем не располагаю и учитывайте, что я живу исключительно полевой жизнью в поле.Постарайся напиши мне для точности адрес твоих родителей в Рубцовке.

        Пока остаюсь жив и физически здоров.

        Желаю вам счастья,здоровья и наилучших успехов в жизни.

          Ваш муж и папа.

                                        2 июня 1941 года.

Письмо 5

 

              Здравствуйте,Нюсичка и дочурка Наташа!!!
                 С приветом к вам ваш муж и папка.
                                  Милочки!!
             Уже второй год,как мы с тобой расстались,
             Мне не забыть твои последние слова.
             Слова звучали,сквозь слезы,так горько и уныло-
             Сказала ты,что:»Буду вечно я твоя».    
     
             Пора настала и мы с тобой простились,    
             Я далеко уехал от тебя.    
             Но никогда тебя не забывал я    
             И не забуду никогда.    
     
             Мы в письмах так же объяснились,    
             Что вечно будем друг друга мы любить.    
             Пожар любви,горящий целыми годами,    
             Никто не в силах будет потушить.    
     
             Но не везде пожар горит неодинаков,    
             Где больше жар там и горит сильней,    
             Где больше влаги — меньше зноя,    
             Там тухнет он значительно скорей.    
     
             Живешь ты дома среди своих родных,знакомых    
             В кругу веселых дам и тысячи мужей.    
             Тебе возможность есть или ждать меня,    
                                                                 или найти другого,    
             А для меня значительно трудней.    
     
             Живу на юге,на краю Советского Союза,    
             В кругу раскаленных песков и опостылых гор.    
             Здесь солнце жжет невыносимо    
             И где представлен мне уют простора.    
     
             Я нахожусь в своей среде красноармейской,    
             Куда не выйдешь кругом братья своя.    
             Не слышу больше песни нежной женской,    
             Как год тому назад я слышал от тебя.    
     
             Меня ласкает нежный,горный  ветер,    
             Бесценные мечты души моей,    
             Частенько сказочные сны ночные,    
             Да ранним утром звонкий соловей.    
     
             Но это длиться все не может вечно    
             Закон родной страны не только для меня,    
             Таких как я десятки,сотни тысяч    
             Несут свой долг перед родной страной как я.    
     
             Нас призвали только на три года.    
             Ваш труд и жизнь нам доверяют охранять    
             И это каждый с честью должен оправдать.    
     
             Уж второй год,а месяцев еще ведь много,    
             Счастливый или нет не знаю я.    
             Быть может счастье я найду в те будущие годы,    
             Быть может и за счастье жизнь свою отдам.    
     
             Быть может здесь,в раскаленных песках востока,    
             Иль на хребте отдельной высоты    
             Зароют труп мой в алых каплях крови    
             И где могила эта знать не будешь ты.    
     
             Но в жизни все может случится,    
             Ты будешь там где не мечтала быть,    
             Увидишь то что не мечтала видеть,    
             Переживешь все то,что трудно пережить.    
     
             Быть может будешь тут в Узбекистане,    
             В мечте о прошлом вспомнишь обо мне    
             И утром в легком,летнем сарофане    
             Пойдешь развеять скуку по заре.    
     
             Ты выйдешь на гору крутую    
             Погрузишься в томительной мечте,    
             Наткнешься ты на памятник на этот,    
             Стоящий на отдельной высоте.    
     
             И там на памятнике,как отважно павшим,    
             Быть может не поверишь ты своим глазам,    
             Среди десятков неизвестных    
             Найдешь знакомую фамилию там.    
     
             Ты прочитаешь надпись там-    
             «Погибли за народ,за счастье тех    
             Кто трудится на свете».    
             Тут вспомнишь ты мои последние слова:    
     
             «Ведь любить я тебя вечно буду,    
              Ведь любить я могу только раз,    
              Но поверь,никогда я тебя не забуду    
              И мечтой о тебе буду жить.»    
     
             Ты надпись там прочтешь и скажешь:    
             Был друг любви надежды гордой,    
             Но оставил ты одну меня.    
             Остался в памяти ты другом,    
             Но не забуду я тебя.    
     
             Я делаю аналогичный вывод-    
             Решим,что твой пожар еще ведь не утих.    
             На память сочинил тебе второй я,    
             А может быть последний стих.    
     
                            Пока все.    
             Нет времени расставить знаки препинания,    
             Чтоб выразить все то что я хотел.    
             Быть может говорю я на прощание,    
             Но все равно я думаю вы будете меня жалеть.    
     
        В остальном чувствую себя хорошо,обстановку вы очевид-    
но знаете.Живу я спококйно на старом месте.Здоровье хорошее.    
        Милачка,прочитав письмо не волнуйся,чувствуй себя     
хорошо без всяких мечтаний и упаднических настроений,так    
как ты знаешь,что таким мечтательным тоном я пишу не    
первый раз.Пока,миленочек,остаюсь жив и здоров.    
        Пожелайте мне счастье на много лет.Пока.Целую без-    
счетно раз тебя и лапочку.    
         Ваш муж и папка.    
     
                                       27 июня 1941 года.    

 

Кирилл — слева

Анна — слева

Дочь Кирилла и Анны — Наталья

1958 год г.Рубцовск